Главная » Статьи » Мои статьи

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ ОБЩЕГО РЕЖИМА

А. И. Репп

(студент V курса, направление «Педагогическое образование»,

профиль «История», Институт истории, гуманитарного и

социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский

государственный педагогический университет», Новосибирск)

 

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ ПОСРЕДСТВОМ

ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ ПРИ

ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ ОБЩЕГО РЕЖИМА

 

Работа демонстрирует значение предмета обществознание в школе пенитенциарного типа, способствующего ресоциализации осужденных исправительной колонии общего режима.

Ресоциализация, пенитенциарная система, делинквентное поведение,

обществознание.

Стандарт основного (полного) общего образования ставит перед школой конкретные задачи по воспитанию личности со сформировавшейся гражданско-правовой позицией. В условиях образования в школе пенитенциарного типа изучение обществознания играет одну из наиболее главных ролей при ресоциализации и адаптации человека в современном правовом обществе.

Школы пенитенциарного типа – образовательные учреждения, находящиеся в исправительных колониях. Ресоциализация – это возобновленная или вторичная социализация. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Многие учащиеся вели асоциальный образ жизни, способствовавший формированию делинквентного поведения. Понятия о правовой культуре практически отсутствовали. В подавляющем большинстве преступления, чаще насильственного характера, совершаются в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Так, большинство учащихся лишены свободы по статьям УК РФ – Ст.162, 161 (Разбой, Грабеж), Ст.111 (Тяжкие телесные повреждения), Ст.105 (Убийство), Ст. 131, 132 (Сексуальное насилие). Преступления совершались без осознания ответственности под влиянием спонтанных побуждений. Зачастую это связано с тем, что у них отсутствуют представления о ценностях правового общества. Соответственно можно объективно заключить, что подавляющая часть учеников является асоциальными личностями с делинквентным поведением. Поэтому изучение фундаментальных основ существования человека в современном гражданско-правовом обществе должно постепенно корректировать жизненные установки и повышать мотивацию к изучению права.

Стандартом образования определены конкретные цели и задачи изучения обществознания в школе:

1. развитие личности, ее духовно-нравственной, политической правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие способностей к личному самоопределению и самореализации; формирование интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

В соответствии с вышесказанным использование современных и нетрадиционных методов и приемов обучения при изучении предмета обществознания (Провокационное обучение, Интегрированное обучение с межпредметными связями) имеет наиболее высокую эффективность при формировании правового мышления и гражданской ответственности.

Большую роль в ресоциализации личности учащихся играют тематические мероприятия, посвященные правам человека, Конституции Российской Федерации, а также нетрадиционные формы уроков (презентации, диспуты, интегрированные уроки и практические занятия). Анализ личного жизненного опыта, приобретенного учащимися, с точки зрения правовых норм ведет к переоценке их гражданской и правовой позиции. И, как следствие, становится важным шагом к ресоциализации личности.

По имеющимся данным выпускники, которые проучились в школе при исправительной колонии общего режима свыше 3 трех лет, на данный момент являются законопослушными членами общества.

 

Научный руководитель –

канд. пед. наук, доц. А. О. Катионова

 

Категория: Мои статьи | Добавил: aleksandr-repp (03.11.2016)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar