Главная » Статьи » Мои статьи |
А. И. Репп (студент V курса, специальность «Педагогика», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
Особенности изучения истории и обществознания в вечерней школе при исправительной колонии общего режима (из опыта работы). Аннотация: Работа демонстрирует характерные особенности методики преподавания истории и обществознания в школах пенитенциарного типа. Ключевые термины: Девиантное состояние, делинквентное поведение, провокационное обучение, провокативная педагогика, интегрированное обучение, ресоциализация, социализация . A. I. Repp Abstract: Key terms:
В последние годы возрос интерес к такому явлению как Ресоциализация осужденных. Ресоциализация – это возобновленная или вторичная социализация. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Я работаю в вечерней школе №36 при исправительной колонии уже 5 лет, в течении которых, все больше убеждаюсь, что изучение истории и в особенности обществознания, играет большую роль в процессе ресоциализации осужденных. Применение нетрадиционных форм уроков и методик преподавания, таких как «провокация», дуэтная педагогика, и многие другие приносят определенные результаты. А именно: повышается мотивация к обучению в школе, снижается уровень агрессивности, появляется желание адаптации в современном обществе. Изучение истории и обществознания в школах пенитенциарного типа имеет как общие, так и отличительные черты. Как и в любой школе, перед началом изучения предмета необходимо провести диагностику, можно в форме тестирования для выявления особенностей склада мышления, акцентуации характера, и, конечно же, определения багажа знаний учащихся. Для школы при колонии это особенно необходимо. Многие учащиеся находятся в девиантном состоянии и делинквентном поведении, вследствие постоянного стресса, и особенностей окружающего социума. Особенности учащихся нашей школы определяют и выбор дальнейших методов их обучения. Такими особенностями являются: низкая мотивация, проблемы с долгосрочной памятью, асоциальный взгляд на окружающий мир и зачастую полное отсутствие понимания правовых основ общества. Стандартом образования определены конкретные цели и задачи изучения истории и обществознания в школе. Главными среди них, с нашей точки зрения, являются: 1. Развитие личности, ее духовно-нравственной, политической правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие способностей к личному самоопределению и самореализации; формирование интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; 2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.[1] В соответствии с вышесказанным наиболее высокую эффективность при формировании правового мышления и гражданской ответственности при изучении обществознания имеет использование современных нетрадиционных методов и приемов обучения, таких как провокационное обучение, интегрированное обучение с опорой на межпредметные связи. Провокационное обучение это метод, основанный на провокативной педагогике. «Провокативная педагогика» – направление науки о воспитании, вид прикладной педагогики, изучающий методы решения задач, связанных с использованием педагогической провокации. В основе «провокативной педагогики» находится вызов воспитаннику, провоцирующий обратную реакцию личности на преодоление отрицательного педагогического воздействия, и в итоге активизирующий и усиливающий с помощью высвобождения скрытой энергии сопротивления позитивные ресурсы его «само»: самореализации, самоопределения, саморазвития.[2] Самое важное – как можно скорее сломать существующие негативные стереотипы мышления, заставить анализировать полученную новую информацию, повысить мотивацию к дальнейшему обучению, используя уже действующие основы поведенческой модели объекта, его стремление к сопротивлению всему и вся. Тем более, что ученики в школах пенитенциарного типа – это уже взрослые, сформировавшиеся люди, для них обучение в школе это своего рода унижение, признание своей неполноценности. Поэтому применение нетрадиционных форм уроков, нестандартных методик так важно на первых этапах обучения и дает хорошие результаты. Более того, применение методов интегрированного обучения с межпредметными связями доказывает необходимость изучения всех предметов, а не только тех, что наиболее внешне привлекательны. Процесс интеграции в образовании так определяется специалистами: «Совместное обучение – это сложная проблема, поэтому при ее решении нужно опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что будет способствовать определению педагогической тактики и стратегии при организации интегрированного обучения как целостной системы, существующей параллельно и внутри системы общего образования и выполняющей свою важную социальную и педагогическую миссию».[3] Учитывая сложность установления непрерывного и эффективного контроля за усвоением применяемых методик у представителей рассматриваемого социума, а так же ряд особенностей существования учащихся в повседневной жизни в колонии, на первый план выводятся личностные качества педагога, как проводника идей обучения «Хороший учитель», в восприятии учеников нашей школы, это человек коммуникабельный, отзывчивый, профессиональный в своем предмете, обладающий чувством юмора. Тяжело приходится тем учителям , которые боятся учеников-уголовников, не могут доказать свои знания в предмете. Учащиеся таких школ не идут на контакт с теми кто открыто осуждает их за совершенные преступления. Важным фактором также становится максимальное упрощение материалов во избежание снижения уровня мотивации обучающихся к познанию, обучение должно быть для них посильным. Использование икт-технологий, презентаций с документальными видео материалами, систематизирующие таблицы, интегрированные уроки с межпредметными связями, дает неплохие результаты при выполнении учащимися контрольных и тестовых работ. Особенно активно учащиеся работают на уроках с использованием дуэтной педагогики. Например на уроках истории в параллели с учителями литературы при изучении культуры того или иного периода. Поэтому межпредметное взаимодействие играет наиболее большую роль в обучении учащихся в школах пенитенциарного типа.
[1] Стандарт среднего(полного) общего образования по обществознанию(включая экономику и право). Базовый уровень 2004 год 2] Вестник практической психологии образования 2010.№3./ Енин А.В. «Вредные игры»:плюсы и минусы. «Провокативная педагогика». [3] Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. М. : Дрофа, 2008. С 17. | |
Просмотров: 319 | |
Всего комментариев: 0 | |